31 марта 2020 г. в СМИ появилась информация о том, что нарушившие режим самоизоляции граждане России будут получать СМС-уведомления о необходимости следовать общепринятым мерам. И это уже не первый случай использования СМС-рассылок правительственными организациями в России и в мире в борьбе с распространением коронавируса.

Сегодня из каждого утюга мы слышим про необходимость регулярно мыть руки, оставаться дома и следить за информацией из официальных источников. И конечно, не поддаваться панике. В этих условиях государственные организации, с одной стороны, массово рассказывают о происходящем в СМИ и постоянно напоминают о мерах предосторожности, а с другой стороны, выстраивают персональное общение с гражданами через СМС-уведомления. Давайте посмотрим на примеры.

Опыт России в информировании граждан о COVID-19

В целях предотвращения распространения коронавируса министерство МЧС с 20 марта массово информировало граждан России через СМС о необходимости соблюдать режим самоизоляции в течение 14 дней после возвращения из зарубежных поездок. В это же время МИД и Ростуризм стали отправлять уведомления российским гражданам, находящимся за рубежом, об ограничениях при въезде в Россию и необходимости последующего карантина после возвращения домой.

Примеры сообщений от 20.03.2020:

  1. Уважаемый Турист! РОСТУРИЗМ сообщает об ограничениях в транспортном сообщении за рубежом и возможных затруднениях при возвращении на территорию РФ.
    Горячая линия Ростуризма +7-499-678-12-03, круглосуточно. https://www.russiatourism.ru Зарубежный помощник МИД России https://www.mid.ru/mobil-noe-prilozenie-mid-rossii-zarubeznyj-pomosnik-1 Просим Вас объективно оценивать ситуацию и заранее планировать возвращение домой!
  2. MID
    Внимание: до 14:00 (по местному времени страны вашего пребывания) 26 марта 2020 г. формируются списки для организации вывозных рейсов в Россию из-за границы для граждан РФ. Если вы хотите вернуться в Россию, передайте данные в российские загранучреждения: https://www.mid.ru/adresa-i-internet-adresa-zagranpredstavitelstv-mid-rossii После возвращения необходимо будет соблюдать 14-дневный карантин.

Кроме массового информирования граждан, Правительство Москвы отправляет смс-сообщения о необходимости самоизоляции пассажирам рейсов, которыми летели больные коронавирусом, если такие случаи были зафиксированы и подтверждены.

Опыт Исландии в предотвращении распространения вируса

В феврале 2020 года, когда в Исландии не было зафиксировано еще ни одного случая заболевания коронавирусом, все пассажиры, прибывающие в аэропорты Рейкьявик и Акюрейри из других стран автоматически получали СМС-сообщения с общими данными о заболевании и мерах его профилактики. Система оповещения была настроена на отправку уведомлений именно людям, прибывшем на территорию аэропортов.

Опыт Израиля в построении персонализированной коммуникации

Для оперативного уведомления граждан о необходимости соблюдения режима самоизоляции в течение 14 дней Министерство здравоохранения Израиля рассылает только СМС-сообщения. Другие каналы, например WhatsApp или мессенджеры, здесь не используются.

Все сообщения персонализированы, то есть содержат имя получателя. В одних случаях в сообщении может содержаться описание случая, когда получатель мог контактировать с больным, и по этой причине для избегания распространения вируса он должен оставаться дома. В других случаях, причина для получения таких сообщений может быть местонахождение абонента там, где был зафиксирован новый случай заболевания.

Правительство Израиля подчеркивает, что использует для информирования своих граждан только СМС-сообщения, в текстах которых нет угроз или информации о штрафах за нарушение предписаний.

Почему именно СМС-канал?

Несмотря на широкое распространение мессенджеров и социальных сетей, правительственные организации из разных стран используют для информирования СМС-канал. Сообщения отправляются не всем подряд, а на основе данных о местоположении абонентов. GSM вышки сотовых операторов позволяют точно определять местоположение абонентов, что мы видим в кейсе Исландии.

Дополнительные преимущества СМС-канала для оперативного информирования:

  • СМС доставляется в 99,9% не зависимо от использования смартфона или телефонов старых моделей, не зависимо от Интернет-соединения или установки отдельных дополнительных приложений
  • Люди читают 98% полученных СМС-сообщений, что в 4 раза выше, чем открываемость в email-рассылках
  • Использование в текстах информирования персонализированную информацию и ссылки

Сегодня преимущества СМС-канала помогают предотвращать распространение коронавируса. А завтра, также как и вчера, СМС помогут компаниям оперативно информировать клиентов о процессах доставки, верифицировать пользователей, рекламировать свои товары, например на основе геоданных о местоположении потенциальных клиентов.