Лето 2019 года невероятно жаркое и насыщенное на рынке услуг СМС-информирования. С 1 августа МТС ввел абонентскую плату за использование имени отправителя, Билайн поднял цены. А мы отпраздновали свое 13-летие. Этот круговорот событий, который случился всего за 3 недели, вдохновил нас оглянуться назад и вспомнить, как менялся рынок СМС-рассылок с 2006 года.

Например, в 2012 году цена за отправку 1 СМС могла доходить до 5 копеек и была одинаковой на всех операторов. В 2010 регистрация имени отправителя не требовала никаких документов, то есть можно было отправлять сообщение от любого имени, не длиннее 11 латинских символов (это техническое ограничение действует до сих пор). Интересно? Давайте разбираться со всем по порядку.

Стоимость отправки СМС

В 2006-2008 средняя цена за 1 СМС составляла 1 руб. В последующие годы региональные телеком-компании демпинговали рынок, привлекая к себе клиентов низкой ценой и возможностью отправлять сообщения по всем операторам без прямых подключений. В результате, в 2012 году цена упала до 20 коп. за СМС. И могла достигать даже 5 копеек для компаний, генерирующих большой трафик. В погоне за клиентами агрегаторы предлагали оплачивать только доставленные СМС. Такие условия приводили к отправке большого количества сообщений по любому поводу, в том числе и СПАМа. Счастье низких счетов за отправку сообщений было недолгим.

С вводом системы интерконнект отправка сообщений от одного оператора на сети другого стала невозможна без оплаты трафика. Для отправки сообщений на абонентов оператора потребовалось прямое подключение к каждому из них. Вместе с этим в 2013 году начался рост цен, который продолжается по сей день. Т.е. начиная с 2013 года каждый оператор в отдельности диктует свои условия на доставку сообщений его абонентам.

Имена отправителя

Ранее на этапе становления рынка СМС-информирования компании могли использовать абсолютно любые имена для отправления сообщений – не длиннее 11 латинских символов без регистрации и абонентской платы. Причем отправка могла быть не только от имён, но и даже с номеров телефонов.

Постепенно хаос сменялся порядком. Вначале операторы стали требовать регистрацию имен отправителя, а в дальнейшем — привязку к юридическому имени. То есть имя отправителя стало закрепляться за юридическим лицом.
Новый круг в этой спирали – это ввод обязательной абонентской платы за использование имени отправителя у оператора МТС.

Портированные номера

С 1 января 2013 года после вступления в силу Закона об отмене мобильного рабства сервисам для отправки СМС-сообщений необходимо было научить свои системы определять принадлежность номера телефона к оператору, чтобы верно отправлять сообщения. Предыдущий механизм: знаешь первые три цифры номера – отправляешь соответствующему оператору, — перестал работать. Теперь требовалось научить систему обращаться к единой базе данных, определять принадлежность к оператору и отправлять сообщение – все в режиме реального времени.

Разделение трафика по типам

До 2014 все сообщения тарифицировались вне зависимости от содержания, пока Мегафон не предложил различные цены на рекламные, сервисные и транзакционные сообщения. В результате стало выгоднее шаблонизировать трафик, чтобы минимизировать затраты на отправку сообщений. Поскольку стоимость сервисных и транзакционных сообщений ниже, чем на СМС с рекламой.

Подобные изменения также потребовали от агрегаторов СМС-сообщений обновления в биллинге, умения определять шаблоны сервисных и транзакционных сообщений и шаблонизировать трафик.

Жалобы на СПАМ

В последние 2 года резко выросло число жалоб на СПАМ, получаемых от УФАС и сотовых операторов. Для сравнения в 2018 году подобных жалоб было всего 7, а за неполный 2019 год – уже 50. При этом в компании ИМОБИС всегда контролируют содержание рассылок.

Теперь не только СМС

Мессенджеры и социальные сети входят на рынок рассылок, предлагая понятную технологию и более дешевые цены. С 2015 года бизнес может использовать, помимо СМС, Viber, а с 2018 год – ВКонтакте и Одноклассники. Также сейчас все ждут возможности отправлять сообщения через WhatsApp. Чрезвычайная популярность этого мессенджера позволяет ему устанавливать цены выше рыночных и быть самым дорогим каналом для коммуникации с клиентом.

Тенденции 2019

Постоянный рост тарифов на СМС-сообщения от операторов приводят к следующим рыночным тенденциям:

  1. Развитие новых каналов, построение грамотной последовательности отправки сообщения, чтобы снизить общую стоимость информирования и сохранить клиентскую лояльность
  2. Пропорциональное увеличение сервисного трафика
  3. Автоматизация коммуникации и внедрение большего интерактива