В центре внимания этой статьи — отзывы как фактор увеличения прибыли геозависимого бизнеса в 2022 году. Речь пойдет о небольшом локальном бизнесе, который привязан к определенной территории: салоны красоты, медицинские центры, кафе, рестораны, розничные магазины, сервисные услуги и др.
В этом материале подробно расскажем, как репутация в сети влияет на прибыль, работает ли накрутка отзывов на картах, и как можно сделать ее бесплатно.
Специфика продвижения локального бизнеса
Для раскрутки офлайн-точек продажи товаров и оказания услуг используются методы традиционного и интернет-маркетинга.
К традиционным можно отнести:
- наружную рекламу;
- рекламу в СМИ;
- адресную рассылку и распространение печатных материалов;
- событийный маркетинг и другие методы.
С точки зрения интернет-маркетинга:
- SEO-продвижение сайта;
- контекстная реклама;
- ремаркетинг и ретаргетинг;
- контент-маркетинг;
- SMM;
- управление репутацией в интернете и ORM.
Если маркетплейсы и крупные федеральные компании делают ставку на продвижение в поисковиках и рекламу в интернете, геозависимый бизнес, как правило, не может использовать эти методы в полной мере. Для SEO нужен полноценный многостраничный сайт, такое продвижение дает результат (повышение позиций в поисковой выдаче, органический трафик и лиды) только при постоянной работе не менее 6 месяцев. Да и есть ли смысл локальному бизнесу бороться за место в ТОПе с крупными федеральными сетями, тем более, что это требует серьезных вложений.
Контекстная реклама может дать первые заявки сразу после запуска, но если мы говорим о предложении однотипных товаров и услуг, то в нише салонов красоты, кафе, ресторанов и др. аукцион часто перегрет, ставка за показы и переходы достаточно высока. Чтобы исключить нецелевые переходы, необходима хорошая семантика, правильная работа с низкочастотными запросами и прочее. Поэтому на первый план у локального бизнеса с точки зрения эффективности и рационального использования маркетингового бюджета выходят социальные сети, таргетированная реклама (в ВК хорошо работает геотаргетинг) и самое главное — это отзывы покупателей в интернете.
Как отзывы работают на малый бизнес в 2022 году
Ситуация с доверием потенциальных клиентов к оценкам в сети постоянно меняется. Причем, здесь стоит различать отзывы покупателей интернет-магазинов и маркетплейсов, и отзывы об услугах и покупках в розничных офлайн-точках. В первом случае при принятии решения о покупке пользователи чаще опираются на комментарии клиентов на самих площадках, во втором — уровень доверия к отзывам на сайтах бизнеса и в профилях социальных сетей значительно ниже.
Так, Aliexpress Россия и Data Insight в конце 2020 года провели исследование, которое показало, что 91% покупателей читают интернет отзывы перед покупкой, 21% заказов совершается на основании оценок клиентов, только 1% их игнорирует. При этом Baymard Institute в 2022 провел исследование, результаты которого подтвердили, что, если речь идет не о маркетплейсах (где действуют алгоритмы модерации и проверки), а о сайтах, где товары и услуги продаются без посредников, 62% пользователей перепроверяют их на сторонних, внешних площадках. В ТОПе таких внешних площадок — карты и агрегаторы. Таким образом, если раньше первоочередной задачей было заманить клиента на сайт и убедить его (в том числе с помощью отзывов) совершить заказ, то сегодня важно еще, чтобы клиент вернулся после посещения сторонних сервисов.
Особенности продвижения в картах и справочниках
Размещение компании в Яндекс.Картах, Google Maps, 2GIS, справочниках и агрегаторах — одно из основных направлений продвижения локального бизнеса. В условиях ограниченного бюджета на маркетинг, сложности и дороговизны стандартных методов интернет-маркетинга, работы с клиентами из определенной местности в картах дают хорошие маркетинговые результаты.
Здесь помимо правильно оформленного профиля и карточки компании (в Yandex картах, Google Maps, 2GIS), не менее важно наполнить его положительными отзывами. От этого напрямую зависит количество клиентов и прибыль бизнеса. Также положительные оценки хорошо скажутся на позиции сайтов компаний в выдаче (алгоритмы поисковиков выше ранжируют ресурсы с высоким рейтингом).
При этом бизнес сталкивается с 2-мя главными проблемами:
- Клиенты редко оставляют отзывы.
- Желание написать негативный отклик возникает чаще, чем позитивный.
Если клиент остался недоволен покупкой или услугой, он охотнее оставит комментарий. Еще одна проблема, которая все чаще встречается среди участников локальных рынков — недобросовестная конкуренция с использованием фейковых отзывов и искусственное снижение рейтинга компании.
Влияние рейтинга в сети на прибыль
Максимально релевантное исследование провела Международная компания Womple. В выборку попали медицинские компании, но есть основания полагать, что в других нишах бизнеса ситуация схожая. Выяснилось, что максимальную прибыль получают компании с рейтингом 4,5 — 4,9 баллов. При этом минимальная прибыль у бизнеса с рейтингом — 1 и 5 баллов. Это наглядно демонстрирует, что пользователи не доверяют идеальным оценкам, знают, что отзывы на Яндекс картах можно купить. Поэтому главный тренд 2022 — это максимально живая и правдивая обратная связь.
Работает ли накрутка отзывов?
Эта технология была достаточно распространена пару лет назад. Агентства, биржи и частные специалисты предлагали услуги написания и размещения платных отзывов, искусственно поднимали рейтинг. Сейчас ситуация изменилась: во-первых, у посетителей появилась насмотренность, они замечают накрученные и неправдоподобные отзывы, во-вторых, площадки ужесточили условия модерации. Теперь Yandex может легко распознать фейковые отзывы, узнав по геолокации, что автор не посещал компанию и не пользовался ее услугами. Кроме того, алгоритмы оснащены технологией распознавания текста, они выявляют работу наемных копирайтеров (с идеальной пунктуальностью, грамматикой и стилистикой) и с большой вероятностью отклонят такой комментарий.
Как улучшить рейтинг и наполнить карты отзывами?
Есть несколько способов.
Накрутка отзывов (Яндекс.Карты, 2ГИС, Google Maps)
Купить отзывы в интернете по-прежнему можно, но стало сложнее и дороже. Репутацией в сети занимаются специализированные SERM и ORM агентства. Они мониторят ситуацию, работают с отрицательными отзывами (отрабатывают негативные, закрывают позитивными, оспаривают через юристов, уводят площадки с плохими отзывами в хвост выдачи и выводят в ТОП сервисы с хорошими рейтингами). Сейчас важно наращивать положительные отзывы постепенно и аккуратно, отслеживать IP-адреса и геолокацию авторов. Очевидно, что с ужесточением правил площадок, стоимость таких услуг возросла. Так за 1 отзыв на Яндекс Картах придется заплатить не менее 400 рублей. Если нанимать агентство на постоянную работу с репутацией в сети и отработку негатива — это в среднем от 70 000 рублей в месяц.
Собирать настоящие отзывы самостоятельно
Самый простой и одновременно сложный способ — попросить клиентов оставить отклик. Вы можете потратить время и силы, а результат будет непредсказуемым. Клиенту могло что-то не понравиться, клиент мог забыть или не захотеть. В общем способ ненадежный. Если неконтролируемые отзывы понизят ваш рейтинг, вы рискуете недополучить до 40% прибыли.
Автоматизировать запрос отзывов через специализированный сервис рассылки
Бизнес может запустить специального чат-бота по базе клиентов, который запросит обратную связь и предложит разместить положительные отзывы на любом из геосервисов: Яндекс, Гугл, 2GIS. Этот вариант — фаворит по удобству, цене и эффективности среди описанных.
Сбор отзывов бесплатно через сервис рассылки IMOBIS
У такого способа есть ряд преимуществ:
- Быстрый запуск. Пользователям сервиса доступен конструктор чат-ботов Fromni, в нем уже разработан сценарий для сбора отзывов. Просто введите свои данные и запустите бота.
- Бесплатно. Вы оплачиваете только использование сервиса (первый месяц — 1500₽, количество диалогов не ограничено) вы можете набрать любое количество оценок бесплатно. При этом продажи и прибыль бизнеса увеличится.
- Повышение рейтинга и лояльности. Чат-бот предлагает опубликовать только положительные отзывы от реальных клиентов, сразу отправляет прямую ссылку на геосервис. Пользователь попадает на страницу в один клик, это повышает вероятность публикации. Если посетитель поставил низкую оценку, чат-бот не предлагает ее опубликовать.
- Сбор адекватной обратной связи. Помимо рейтинга, чат-бот поможет получить адекватную обратную связь от клиентов. Анализируя данные, вы сможете улучшить бизнес-процессы компании и повысить привлекательность сервиса и услуг для потенциальных клиентов.
- Самостоятельная работа с репутацией в сети. Если рейтинг компании снизился (недовольный клиент, недобросовестные конкуренты и др.) вы можете оперативно запустить рассылку, закрыть негативный комментарий несколькими позитивными и вернуть высокий рейтинг. Сервис позволяет держать под контролем репутацию в сети, быстро и бесплатно предпринимать действия для устранения негатива.
Как набрать отзывы на Яндекс.Картах, Google Maps и 2ГИС бесплатно
- Зарегистрируйтесь в сервисе IMOBIS.
- Выберите сценарий «Запрос отзывов на картах» в доступном для пользователей конструкторе Formi.
- Введите свои данные, загрузите базу.
- Запустите чат-бота, и он начнет наполнять ваш профиль в геозависимых сервисах настоящими, живыми отзывами. Менеджеры ответ на любые вопросы, помогут в работе с сервисом.
Получайте объективную обратную связь, управляйте репутацией и рейтингом компании. Улучшайте позиции сайта в поисковой выдаче, отрабатывайте негатив и увеличивайте прибыль каждый месяц. Это проще, эффективнее и надежнее, чем купить отзывы.