Начиная с 1 февраля 2022 года, Facebook устанавливает единые правила тарификации в рамках WhatsApp Business API (далее — WABA). Разберемся во всех изменениях.
Предыстория. Шаблоны и Окно в 24 часа.
Всем, кто впервые сталкивается с данным каналом, расскажем как происходила монетизация данного сервиса со стороны Facebook. Вы регистрируете Facebook Business Manager, активируете там доступ к каналу WABA, отправляете на проверку шаблоны сообщений, которые планируете отправлять своим пользователям через WhatsApp. Проверка шаблонов — это необходимость, т.к. по сути вы можете инициировать общение с пользователем (отправлять сообщение первым), но такое сообщение должно обязательно подойти под согласованный шаблон. Вот за доставку каждого из таких сообщений (по шаблонам) Facebook и взимал плату.
Теперь что такое окно 24 часа. Допустим, пользователь отвечал на ваше сообщение, которое ушло по шаблону (т.е. платное). Этим действием от “открывал” окно размером 24 часа, в течение которого переписка между вами становилась бесплатной. Вы могли писать все, что угодно — в рамках окна сообщения от компании не проверялись на соответствие шаблонам. Что еще интереснее, очередным ответом на очередное ваше сообщение пользователь “продлевал” размер окна на очередные 24 часа.
Вводятся два типа диалогов.
Все ваши диалоги с Пользователями WhatsApp разделяются на два типа:
- Инициированные компанией.
- Инициированные пользователем.
Каждый из таких диалогов будет тарифицироваться. При этом первые 1000 диалогов ежемесячно будут бесплатными.
Тарификация диалогов в случае, если инициатор общения — Компания.
Если вы инициируете общение, то сообщение в адрес пользователя по-прежнему должно соответствовать шаблону и будет платным по факту доставки. Кроме того, в момент доставки сообщения открывается окно 24 часа, которое не продлевается с очередным ответом от пользователя. Окно теперь фиксировано по времени. Точка отсчета — время доставки шаблонного сообщения.
Тарификация диалогов в случае, если инициатор общения — Пользователь.
Да, теперь придется платить и за те диалоги, которые инициирует Пользователь. Но с оговоркой. Такое общение будет считаться платным только с момента, когда компания ответит. Не важно, будет это сценарий бота или живой оператор — факт ответа на сообщение делает такой диалог платным. С окном 24 часа то же правило — как только вы отвечаете на сообщение, начинается отсчет 24 часов. Он не продлевается.
Таким образом, проще любой обмен сообщениями в WhatsApp подвести под понятие Диалог. И условиться, что Facebook взимает плату за диалог. Просто цена Диалога будет зависеть от Страны номера пользователя, с которым происходит общение и инициатора того самого общения (Диалоги, инициированные компанией, стоят дороже). На языке Facebook такой тип тарификации называется Conversation-Based Pricing — оплата “за разговор/диалог”.
Диалоги, за которые не нужно будет платить.
- Вы ничего не заплатите, если пользователь напишет первым, а вы не ответите на сообщение.
- Как уже писалось выше, вы также ничего не заплатите за первые 1000 диалогов. Т.е. в случае, если в течение месяца у вас будет до 1000 диалогов, которые будут считаться именно платными в соответствии с новыми правилами Facebook, вы ничего не платите. Это “уступка” в первую очередь для небольших компаний и тех бизнесов, которые хотели бы протестировать канал и его эффективность.
- И последний тип диалогов, который не будет тарифицироваться — это те, которые были инициированы пользователем, попавшим в Диалог в результате использования функции Click-to-WhatsApp. Это рекламное объявление внутри Facebook или Instagram с кнопкой Отправить сообщение. Нажав эту кнопку, клиенты смогут связаться с вашей компанией в WhatsApp. Подробнее с технологией можно ознакомиться по этой ссылке.
Какие еще выгоды появляются или сохраняются.
- Все шаблонные сообщения, отправленные в рамках окна 24 часа, считаются одним диалогом.
Ранее компании нужно было оплачивать каждое сообщение, соответствующее шаблону. Даже если оно отправлялось в рамках окна 24 часа. С вводом новых правил и концепцией оплаты “за разговор”, вы можете отправить сколько угодно шаблонных сообщений в пределах 24 часов — все равно оплатите только факт диалога.
Это удобно, к примеру, в процессе обработки заказа. Когда в течение 24 часов на разных этапах формируются разные тексты — от передачи в обработку до вручения заказа в руки заказчику.
- Вторым выгодным моментом можно считать то, что каждым своим ответом пользователь будет заново активировать окно 24 часа, в котором компания сможет писать любые сообщения, а не только те, которые будут соответствовать одобренному шаблону.
Т.е. в целях биллинга и расчета за один диалог размер окна не меняется, отчет времени идет с момента доставки шаблонного сообщения или ответа компании на сообщение пользователя (если тот напишет первым). А вот в плане возможности для компании написать любое сообщение, то тут счетчик времени для окна обнуляется вместе с очередным ответом от пользователя.