Ровно год назад повышение операторами сотовой связи цен на СМС рассылку вызвало мощную волну негодования со стороны бизнеса. Многократные обращения предпринимателей в ФАС даже привели к тому, что 4.04.17 операторы официально были признаны виновными в нарушении ФЗ «О защите конкуренции», вменены штрафные санкции и выдвинуто требование по пересмотру тарифной политики.

И тарифы, действительно, были пересмотрены. Но, что удивительно, вовсе не в пользу заказчиков услуги СМС рассылка: с 1 декабря 2017 г. произошла очередная серия повышений тарифов. Стоимость СМС рассылки абонентам сетей МТС, Билайн, Мегафон, Йота и Теле2 по тарифу мультиподпись (без ежемесячной абонентской платы за имя отправителя) для конечного заказчика уже превышает 2 рубля/1 сообщение.

Банки обеспокоены ростом цен на СМС-рассылку

В итоге пострадали не только бизнесмены, использующие СМС рассылку в рекламных целях, но и банковские структуры с их транзакционным трафиком. В соответствии с законом «О национальной платежной системе», информирование клиентов о совершенных транзакциях является безусловной обязанностью банков. Национальный совет финансового рынка был также возмущен резким увеличением стоимости СМС-оповещений и обратился от лица банков в ФАС еще в конце декабря 2017 г., но положительного эффекта не последовало.

В начале апреля 2018 года в ФАС была направлена повторная жалоба. Как сообщает “Ъ”, ссылаясь на слова президента ассоциации банков «Россия» Георгия Лунтовского, в связи с ростом тарифов расходы кредитных организаций на СМС оповещения в 2018 году увеличатся в 1,5-2 раза, ведь по результатам проведенного ассоциацией опроса банкиров (37 организаций) посредством СМС осуществляется 90–100% исходящих банковских коммуникаций. В обращении приводятся данные, по которым с начала года для банков в среднем МТС якобы повысила тарифы на 110%, «МегаФон» — на 76%, «Билайн» же отменил возможность отправлять сообщения на латинице, в результате чего объем уведомления и его стоимость выросли в два раза.

Как правило, операторы сотовой связи устанавливают для банков индивидуальные тарифы на СМС рассылку и коммерческие условия не разглашаются, но «по неофициальным оценкам на СМС-информирование все российские банки могут тратить 30–40 млрд руб.» — говорится в материале «Ъ».

Как оптимизировать расходы на СМС рассылку?

Пока обращение рассматривается, банкирам приходится прибегать к различным ухищрениям для экономии бюджета:

  • Сокращать тексты СМС
  • Уменьшать количество рассылок
  • Очищать базы от неактивных номеров
  • Искать новые каналы коммуникации: роботизированные голосовые оповещения, боты в популярных мессенджерах, уведомления в онлайн-сервисах банка, push-уведомления.

Как показал опрос, наиболее достойной альтернативой СМС рассылкам представители кредитных организаций считают push-уведомления. По словам начальника отдела мобильных сервисов Бинбанка Алексея Курзякова, внедрение push-уведомлений для коммуникации с клиентами способствует экономии годового бюджета на 30-40%.