Во вторник, 14 июля, состоялось заседание Общественной Палаты, на котором в очередной раз был поднят вопрос упразднения мобильного спама — незаконных рассылок через SMS и популярные мессенджеры (WhatsApp, Viber). В обсуждении приняли участие представители всех инстанций, способных напрямую или косвенно регулировать процесс распространения мобильных сообщений на территории РФ. Разработчики мобильных мессенджеров, чья деятельность находится вне российской юрисдикции, на мероприятии не присутствовали.
Основная выдвинутая инициатива – создание специального независимого агентства (посредника между абонентом, оператором сотовой связи и инициатором рассылки), обратившись в которое пользователь мобильной сети может запретить передачу ему любых рекламных сообщений. Телефонные номера обратившихся граждан предполагается заносить в единый реестр («стоп-лист»), с которым должен сверяться тот, кто намерен совершить рекламную рассылку. Изюминкой платформы должна стать возможность отказаться и от рассылок, на которые был подписан предыдущий владелец номера – «очистить» историю SIM карты. В данный момент операторы большой тройки блокируют абонентский номер, не проявляющий активность в течение 3-6 месяцев, а по прошествии квартала заново «пускают его в оборот», закрепляя за новым пользователем услуг. А вместе с уже использовавшимся номером: в лучшем случае — все подписки на рекламные рассылки, в худшем – негативные звонки и сообщения от коллекторских агентств, разыскивающих должника в лице предыдущего владельца телефонного номера. Операторам придется оперативно уведомлять агентство о факте смены владельцев номера, чтобы препятствовать потенциальным натискам со стороны кредиторов на нового абонента, не имеющего отношения к обязательствам его предшественника.
Овчинка стоит выделки?
Представители операторов сотовой связи отнеслись к предложенной идее скептически. И не безосновательно. Существует ряд объективных факторов, ставящих под сомнение не только возможность технической реализации платформы, но и в принципе необходимость её создания.
- Для осуществления механизма «очистки» истории SIM карты предполагается, что операторы должны передавать агентству – третьему лицу – данные о том, за кем закреплен номер телефона. Предположим, что передаваться будет лишь факт смены владельца. Однако на законодательном уровне номер телефона приравнен к персональным данным, и оператор несет ответственность за его неразглашение.
- Формирование единого «стоп-листа», к которому будут обращаться многочисленные организации, означает создание косвенно уязвимой базы персональных данных.
- Операторы сотовой связи уже имеют на своей стороне мощные технологии блокировки незаконных sms-рассылок, на законодательном уровне ситуация регламентируется ФЗ «О связи», контролирующим органом выступает ФАС.
- Регламентировать работу популярных мобильных мессенджеров крайне сложно: являясь зарубежными разработками, они не подконтрольны российскому законодательству.
Мнения участников заседания Общественной Палаты и игроков рынка мобильного маркетинга разделились. Одни считают инициативу логичной и потенциально успешной, другие – что создание дополнительного органа регулирования приведет лишь к усложнению процесса блокировки СПАМа и путанице, плюс лишний раз добавит работы честным рекламодателям, которые буду вынуждены подстраиваться под очередные требования регулятора.
Экспертное мнение
Свой комментарий на тему создания независимого агентства по защите от СПАМа дал Андрей Михайлович Ежов, генеральный директор агентства Imobis, предоставляющего сервисы для электронного маркетинга.
Imobis существует на рынке с 2006 года и приобрело наибольшую известность благодаря своим проектам SMS-manager и Mail-manager
— Поможет ли новый регулирующий орган решить проблему SMS-спама?
— По нашему опыту можем сказать — на сегодняшний день для SMS-спамеров практически не осталось лазеек. Борьба с нелегальными массовыми рассылками достигла своего пика в 2014 году, когда были приняты поправки к ФЗ «О связи». Что перевернуло с ног на голову весь процесс взаимодействия sms-провайдеров с операторами и заказчиками рассылки: прежде, чем запустить SMS-рассылку с помощью нашей системы, каждому новому клиенту придется документально подтвердить не только согласие подписчиков на получение рекламных сообщений, но и существование своего юридического лица, подписать оферту и предоставить скан ИНН. Для инициирования рассылки от буквенного имени отправителя клиенту придется заполнить официальное заявление, которое направляется оператору сотовой связи. То есть процесс запуска рассылок стал максимально прозрачен, официален и задокументирован. К тому же, изменилась система тарификации SMS-рассылок, сделав этот канал максимально невыгодным для недобросовестных рекламодателей – стоимость одного контакта крайне высока, учитывая низкую эффективность спам-рассылок (конверсия — не более 0,85%). Что касается возможности отписаться от ненужной рассылки – она давно существует. Абоненту достаточно обратиться к рекламораспространителю либо напрямую к сотовому оператору.
— А как обстоит дело с рассылками в WhatsApp и Viber?
— За счет относительно низкой стоимости этого рекламного канала, его востребованность растет ежедневно. Мы оказываем подобную услугу только юридическим лицам, заключившим с нами договор и доказавшим наличие анкет от подписчиков. Причем только в рамках концепта двухступенчатого гибрида: мессенджер –> SMS (если мессенджера нет). Так мы помогаем клиентам сэкономить и выстраивать эффективные коммуникации с подписчиками – WhatsApp и Viber позволяют использовать графику, вести диалоги с подписчиками. В целом по России риск распространения нелегальных рассылок через мессенджеры выше, чем через SMS (в виду отсутствия законодательного регулирования). Но я думаю, что создание дополнительного контролирующего органа здесь может не потребоваться – зарубежные разработчики в состоянии защитить своих пользователей самостоятельно, ведь они заинтересованы в том, чтобы избежать оттока аудитории от своего продукта. Многообразие мессенджеров предполагает наличие альтернативы для пользователя. Конкуренция отлично стимулирует разработчиков делать своё приложение наименее уязвимым и совершенствовать алгоритмы блокировки СПАМа. Плюс — сам пользователь может заблокировать нежелательный контакт одним кликом.
Результатом заседания Общественной Палаты явился проект резолюции, который был направлен всем участникам для внесения изменений. Итоговый вариант будет сформирован в ближайшие дни и направлен в профильное министерство и Правительство РФ.