28 мая 2014
Cтатьи

Тенденции российского рынка мобильного маркетинга по версии Json & Partners Consulting

Сегодня массовая рассылка sms-сообщений является неотъемлемым инструментом маркетинговой стратегии любой компании, а так же лидером по охвату аудитории и по стоимости одного персонального контакта.

Исследовательское агентство Json & Partners Consulting представило результаты своего традиционного ежегодного анализа на тему sms-рассылок и мобильного маркетинга в целом.

Первым делом специалисты отметили изменения на рынке sms-рассылок в результате борьбы операторов мобильной связи со SPAM-рассылками.

Почти до конца 2013 года агрегаторам не требовалось заключать прямые договоры с операторами связи, достаточно было «оформить отношения» хотя бы с одним, в дальнейшем направляя весь sms трафик абонентам через него. Такая схема позволяла получать наиболее низкую стоимость одного сообщения за счёт общего объёма рассылок. Но у этого процесса была и побочная сторона — операторы не могли контролировать входящий смс-поток и отфильтровывать нежелательные сообщения. В результате чего объём незаконных или SPAM-рассылок существенно вырос.

Для наглядности приведем информацию, представленную Json & Partners Consulting. До середины 2013 года структура рынка мобильного маркетинга в России носила такой характер: 70% — банковский sms-трафик (различные транзакционные и прочие уведомления), 30% — рекламные и информационные sms, значительная доля которых являлась СПАМом. Но за считанные месяцы незаконные рассылки приобрели бешеную популярность у незадачливых бизнесменов, в следствие чего уже к концу 2013 рекламный трафик практически догнал по объему банковский, разделив рынок по долям 60% на 40%.

Увеличилось количество  нежелательных сообщений — выросло и число жалоб от абонентов

В связи с этим поставщиками мобильной связи (в основном это федеральные операторы) было принято решение о разработке новой схемы осуществления массовых sms-рассылок.

К концу 2013 года некоторые крупные игроки, например, Мегафон и Tele2, начали блокировку входящего коммерческого трафика – сообщений, отправленных от коротких или буквенных имен компаниями, не имеющими прямого договора с данными операторами. Другие, например, Билайн, производили блокировки выборочно.

Как отмечают в пресс-службах операторов, такое решение проблемы было действенным — количество незаконных рассылок значительно сократилось. По статистике МТС, количество СПАМа в декабре относительно ноября 2013 года снизилось примерно в 4,7 раза. У Билайна же эта цифра составляет 3,7, а к концу 2014 года они собираются сократить незаконные рассылки в 24 раза.

Увеличение стоимости смс-сообщений

Но возникла другая проблема: из-за того, что рассылки нужно проводить напрямую через операторов мобильной связи, стоимость сообщений значительно выросла. Если до этого она составляла приблизительно от 4 до 50 копеек в зависимости от количества отправленных в месяц сообщений, то на данный момент стоимость одного сообщения колеблется от 0,5 до 1,50 рубля.

Однако, по итогам мониторинга исследователи из Json & PartnersConsulting выявили, что стоимость сообщений у российских операторов всё равно значительно ниже, чем  у европейских, примерно в 2.5 раза.


По оценкам Json & Partners Consulting такая деятельность операторов ведет к оздоровлению рынка мобильного маркетинга, очищению от недобросовестных компаний, исключению большого количества посредников. В том числе будет способствовать закреплению легального бизнеса компаний, занимающихся смс-рассылками.

По результатам исследования, в 2013 г. объём рынка массовых рассылок оценивается в 101 млн долларов, что на 68% выше показателя 2012 года. Отмечается тенденция роста спроса потребителей на использование мобильного маркетинга: создание компаниями различных программ лояльности, использование технологий мобильного маркетинга государственным сектором. А также наблюдается значительное увеличение количества игроков на рынке.

По прогнозу исследовательского агентства, объём рынка sms-рассылок к 2016 году будет составлять около 137 млн долларов.

Оставить заявку
или задать вопрос

Оставить заявку
или задать вопрос