22 апреля 2019
Cтатьи

Как законно собрать базу для SMS-рассылок?

Станислав управляет сетью магазинов цветов. Он общается со своими клиентами через SMS и мессенджеры для уточнения деталей заказов. Таким образом за годы работы им собрана объемная база контактов. Вчера Станислав получил огромную партию роз, большую, чем обычно реализует. Чтобы распродать ее, он решил снизить цену для всех своих бывших и текущих клиентов и проинформировать их об этом через SMS. Законна будет такая рассылка?

Наш ответ: «нет».

Рассылка по базе клиентов, которые не давали свое согласие на получение рекламных сообщения от бизнеса, всегда будет противоречить ФЗ “О рекламе”. О последствиях работы с такой базой и возможных штрафах читайте в нашем материале “Что важно знать, чтобы избежать штрафов за СМС-рассылку?”.

Что должен был сделать Станислав, чтобы иметь легитимную базу для SMS-рассылки?

Какая база будет легитимной для рекламной SMS-рассылки?

Чтобы сформировать легитимную базу для рассылки, нужно получить согласие от каждого клиента на информационно-рекламную подписку от компании. Плюс компания должна хранить все полученные подтверждения.

Если клиент пожалуется мобильному оператору или в УФАС на спам-рассылку, компания должна будет подтвердить законность своей рекламной активности и предоставить согласие человека на получение подобных сообщений. Рекомендуем собирать полные данные о фамилии, имени и отчестве, не ограничиваясь именем, ником или логином на сайте, чтобы точно идентифицировать человека.

Посоветуем Станиславу конкретные шаги и даже каналы коммуникации для сбора базы контактов на примере разных компаний и кейсов.

Как получить согласие клиентов на рассылку?

В точке обслуживания

В точках обслуживания сотрудники компании в процессе общения с клиентами могут собирать согласия на получение рекламных сообщений, например, при оформлении дисконтной карты или договора. В кафе, аэропортах и других местах, где посетители находятся длительное время, в процесс подключения к Wi-Fi можно добавить вопрос на рекламную подписку.

Активация дисконтной карты

Если дисконтная карта требует активации, то получить согласие на SMS рассылку можно в процессе активации:

  1. Добавить вопрос про подписку одним из пунктов анкеты

    Пример анкеты для активации бонусной карты Евразии

  2. Включить в описание условий обслуживания бонусной/дисконтной карты согласие на получение рассылки. Нажимая на кнопку “Активировать” клиент принимает условия выпуска и обслуживания карты, доступные на отдельной странице для ознакомления. Этот способ будет непрозрачным для клиента, так как мы ленимся и почти никогда не читаем условия обслуживания карты.

На сайте

Разместить на сайте форму для сбора согласия на получение рекламно-информационных сообщений от бизнеса. Ее можно оформить двумя способами:

  1. Форма, где требуется заполнить ФИО, телефон и отметить в чек-боксах согласие на получение рекламных сообщений и обработку персональных данных

    Пример формы сбора контактов на сайте Lamoda

  2. Форма для ввода телефонного номера. В этом случае пользователь должен дополнительно подтвердить свою подписку на рассылку, введя пароль из SMS-сообщения.

Все данные о клиентах, собранные через сайт, должны храниться по аналогии с бумажными анкетами, заполненными в оффлайн точках продаж и обслуживания.

Стимулировать клиентов подписываться на рекламные рассылки можно с помощью скидок или полезных подарков. Например, “подпишитесь на рассылку и получите скидку 500 руб. на покупку”.

Образец согласия на получение рассылки, составленный юристом (pdf).

Телефонный разговор

Допустимо получить разрешение на рекламную рассылку в ходе телефонного разговора с клиентом. Только не забывайте хранить записи таких разговоров. Приятным бонусом за подписку может быть скидка на заказ или подарок.

Вопросы вместо заключения

Вернемся к Станиславу и его цветочному магазину. Мы разобрались, как наш герой может законно собрать базу контактов для SMS-рассылки, но не знаем, что делать потом. Если среди подписчиков Станислава появится аллергик, которому рекомендуется обходить цветочные магазины за квартал. Или в базе будут люди, которые покупают только тюльпаны?

Как не раздражать клиентов ненужными сообщениями? Почему это важно для бизнеса?

Как работать с базой контактов для SMS-рассылки?

Если клиент может легко подписаться на рассылку, он должен иметь возможность для отписки, когда предложения от определенной компании потеряют свою актуальность.

  1. Отправляйте в SMS-сообщениях рабочие контакты, чтобы клиент мог обратиться в компанию и попросить удалить свои данные из базы, вместо обращения с жалобой на спам мобильному оператору или в УФАС.
  2. Используйте сервис ИМОБИС noS.MS для предоставления клиентам возможности отписаться от рассылки.

Удаление из базы клиентов, потерявших интерес к предложениям компании, позволит снизить бюджет и сохранить конверсию. Дополнительно повысить эффективность рассылки можно с помощью сегментации базы, то есть выделенным группам отправлять актуальные для них сообщения. Для Станислава одним из сегментов в базе могут быть клиенты, предпочитающие покупать розы.

Выводы

  1. Собирайте согласия клиентов на получение рекламных сообщений любым удобным для вас способом: в точках обслуживания, на сайте, по телефону. SMS-рассылка по контактам, не подтвердивших свою подписку, грозит штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей
  2. Давайте клиентам возможность отписаться от рассылки, чтобы не тратить рекламный бюджет впустую и не получать жалобы на спам от уставших клиентов
  3. Сегментируйте контакты для повышения конверсии и лояльности клиентов. Всегда приятнее получить информацию о бонусах на интересующий товар, чем на продукт, который вы никогда не купите

Оставить заявку
или задать вопрос

Оставить заявку
или задать вопрос